среда, 2 марта 2011 г.

Pin-up



Самый распространенной формой тиражирования pin-up были календари размером от 5,1х7,6 см до 50,8х76,2 см. Календари, так называемые hangers, вешали на рабочих местах, например, на заводах, где пикантная картинка постоянно мелькала перед глазами.



Эти пикантные мелькания вскоре вошли почти в каждый американский дом и стали неотъемлемой частью американской культуры. Именно в это время стали очень популярными 12-ти полосные перекидные календари.



Кроме того, выходило огромное количество так называемых pin-up-журналов. В 20-х–30-х гг. такие издания, как Film Fun, Movie Humor, Gay Book, демонстрировали на своих обложках полуодетых звезд кино и шоу-герлс. В 40-х–50-х гг. большинство журналов подобного рода выпускалось Издательским домом Роберта Харрисона. Такие журналы, как «Beauty Parade», «Wink», «Titter» и другие, пестрели картинками с изображениями неизвестных моделей или культовых фигур типа Betty Page.



Решающим моментом в культуре pin-up стали постеры. Эта вставка в середине журнала вынималась и вешалась на стену. Картинку вставляли в раму или вырезали изображение красотки по контуру и крепили на стену.




Низкая цена при достаточно среднем качестве pulp-журналов сделали их очень популярными в 1920-е—1950-е гг. В них печатали всевозможные детективные истории, научную фантастику, вестерны и прочее. Однако к началу 50-х гг, жанр pulp стал быстро терять аудиторию. Его стали вытеснять дайджесты и так называемые paper-back (книга в бумажной обложке маленького формата). Издание сентиментальных новелл и романов начало активно развиваться. Bо время второй мировой войны подобной литературой снабжали американских солдат. Производство paper-back быстро превратилось в громадную индустрию, где ярко оформленная обложка являлась важным фактором стимулирования сбыта этой литературы.



Pin-up тиражировался также через так называемые art-cards, которые продавались миллионными тиражами. Это были картинки чуть меньше почтовых открыток. Чрезвычайно популярные в период с 1930 по 1950 гг., они выросли в цене с 1 цента до 5 центов за штуку.



Мэрилин Монро обрела бессмертие в те минуты, когда, раздевшись, легла в вычурной позе на красный бархат перед камерой, войдя в число The Great American Pin-Up Girls/


Первые Pin-Up появились давно, еще в 30-е годы, сразу после знаменитого биржевого кризиса, когда в воздухе больших городов звенели прощальные крики банкиров, которые выбрасывались со своих контор. Именно тогда кто-то из редакции популярного журнала Life додумался украсить обложку очередного номера изображением элегантно изогнувшейся девушки с отчетливым намеком на сексапил.



Новаторство состояло в том, что никакой связи между содержанием журнала и красоткой с обложки не было. Выдумка имела невероятный успех.



За Life последовали другие журналы, и вскоре появились любители, покупавшие их только из-за обложек. Страницы с девушками выдирались из журналов и крепились (на англ.» прикалывать, прикреплять – «pin up») на стены холостяцких жилищ.



Не следует думать, что первые Pin-Up были совсем уж голые. Ничего подобного!



Америка не потерпела бы открытого разврата, но мягкие намеки на разность полов встречались с полным одобрением. Девушки в развевающихся платьях, обнажающих ноги почти до середины бедер, смеющиеся лукавые красавицы, позволяющие лифу платья оголить плечи и соскользнуть почти до груди - на большее тоталитарная американская культура разрешение дать не могла.



Не стоит забывать, что в кино как раз в это время свирепствовала цензурная комиссия психопата Хейса, обожавшего царапать гвоздем пленки фильмов в тех местах, где, по его предположениям, находились гениталии актрис.



Большинство американцев вслух осуждали любые открытые проявления сексуальности, но за закрытыми дверями никто из них не отказывался всласть помастурбировать над веселой картинкой девушки с задранной юбкой.



Виртуозами Pin-Up стали графики Чарльз Дэйна Гибсон и Ховард Чендлер Кристи, мастера рекламы корпорации Coca Cola, применившие замечательно простой способ создания журнальной иллюстрации - они перерисовывали один к одному фривольные фотографии, иногда даже накладывая краски прямо на фото.



Но самое большое развитие пин-ап получил благодаря зажигалкам Zippo, на которых были изображения девушек. В 40-х эти зажигалки были у каждого американского солдата, и уж тогда девушки появились везде, где только можно.



Позже в число Pin-Up-виртуозов вошел Рольф Армстронг, который догадался придать своим красоткам черты голливудских звезд Бетти Грэйбл и Риты Хейворт.



Ранние работы великого Альберто Варгаса тоже можно с уверенностью отнести к золотому фонду The Great American Pin-Up, к тому же этот парень изо всех сил стремился расширить границы допустимого, и на его картинках девичье тело прямо-таки просвечивает сквозь ткань строгого платья.



Но настоящий расцвет The Great American Pin-Up пришелся на грозовые 40-е, когда огромное число американских мужчин ушло на фронт и оторвалось от живых прелестей противоположного пола. Чуть ли не на высшем армейском уровне было решено для поддержания гетеросексуальных настроений снабжать солдат порнографией, - но порнографией особого рода.



На картинках из солдатских календарей и журналов не было "голых баб", там смеялись и шутили самые обыкновенные "девочки из соседнего дома".
Никаких проституток, никаких таинственных дам полусвета, даже богиня Хейворт изо всех сил старалась казаться простой и доступной.



Эротизм Pin-Up проявлялся как бы невзначай: юбка цеплялась за ручку двери и рвалась, в розовых трусиках лопалась резинка, и они падали к туфелькам как раз тогда, когда руки девушки были заняты...



Забавные сценки разыгрывались в хорошо знакомых декорациях маленьких американских городов, живые и точные детали фона подчеркивали "реализм" пикантных ситуаций. Все это рождало ностальгию и желание как можно быстрее разбить врага и вернуться домой, к задорной блондиночке с сумкой для пикника.



Популярность Pin-Up Girls балансировала на грани общенациональной истерии. Сказать, что девушки с обложек журналов стали объектами культа - ничего не сказать. На бортах самолетов, на башнях танков и на гильзах снарядов красовались лукавые блондинки. Даже на атомную бомбу, упавшую на славный город Нагасаки, какой-то шутник налепил раскрашенную фотографию Риты Хейворт.



Позы девушек всегда были естественны, но для рисунка всегда выбирался момент, когда ничего нельзя увидеть. Прием, доведенный до совершенства Джилом Элвгреном, лучшим рисовальщиком Pin-Up Girls за все время существования Pin-Up , перекочевал в современное эротическое кино Голливуда.



В фильмах, подобных "Девять с половиной недель" и "Стриптизу", полно рискованных ситуаций и волнующих диалогов, но зритель может быть уверен, что продемонстрируют только то, что можно называть без ущерба для нравственности: кусочек бедра, животик и обнаженное плечико.



Когда солдаты вернулись к своим подружкам, Pin-Up Girls на какое-то время потеряли свое значение. Джил Элвгрен и его изобретательные коллеги Эдвард Д'Анкона, Эрл Лоран и Эдвард Ранчи попытались привлечь внимание публики, резко обострив сексуальный аспект Pin-Up.



Появились изображения девушек, загорающих нагишом и прикрытых только полотенцем или каким-нибудь веером, наиболее отважные рисовальщики даже решились показать обнаженную дамскую грудь.



Pin-Up вступили в эпоху своеобразного барокко, позы стали более вычурными, а улыбки более зазывными. Именно тогда среди Pin-Up girls появились Бетти Пейдж и Мэрилин Монро. MM прославилась двумя фото (кажется, она сама даже не смогла оценить важность этого жеста).



Настоящей звездой стала все же не она, а Бетти Пейдж. В начале своей карьеры она фотографировалась в купальнике, но быстро поняла, по текстиль сковывает свободу самовыражения, и сбросила тесные тряпки очень эффектным жестом.



Постепенно сама Бетти (ее личность, не только тело) становиться культовой фигурой. В подпольных журналах "для мужчин" появились фото-романы, рассказывающие о ее быте и любовных похождениях.



К тому же она снялась в нескольких бессюжетных фильмах, где показала себя с лучшей стороны. Те, кому это было интересно, узнали, что она дружит не только с мужчинами, но и с женщинами, что любит связывать и быть связанной.



Большегрудые валькирии Эрика Стэнтона, подвергающие сладким мучениям юных лифтеров и стареющих банкиров, не могли появиться без влияния мягкого садо-мазо Бетти. Это как бы теневая сторона Pin-Up, точно так же, как сам жанр Pin-Up является тенью социалистического реализма Нормана Роквелла.



В следующее десятилетие Pin-Up стали как бы неактуальны, их сменили хиппи и длинноволосые рокеры.Но схлынувшая мода только подтвердила культ Pin-Up среди истинных поклонников причудливых и странных явлений культуры. Теперь "девочками с обложки" интересовались знатоки и ценители, а не простодушные потребители моды.



Нью-йоркский фотограф Элмер Баттерс развил эстетику капроновых чулок и плотного нижнего белья до немыслимого совершенства, его коллега Ричард Керн создал фотосюиты с проститутками, застывшими в позах Pin-Up, в то время, как фетишист Эрик Кролл, один из авторов суперсовременной эстетики "кожа и латекс", сознательно стилизовал своих fetish girls под классических Pin-Up. Вся это роскошь развивалось в глубочайшем подполье и только в середине 80-х снова взошла на пик моды.



Обезумевшие эстеты платили бешеные деньги за коллекционные наборы журналов 50-х годов и фотоснимки Банни Иджер. На видео вышли все фильмы с Бетти Пейдж, а в кинопрокате снова можно было увидеть ранние работы Расса Майера, близкие к Pin-Up.



Пин-ап - искусство, строго ограниченное канонами места и времени действия. Захлестнув Америку в начале сороковых, эротическая волна схлынула в середине шестидесятых - за четверть века представления об эстетике возбуждения в корне поменялись, и неряшливые героини новой психоделической революции почти начисто смыли со всех и всяческих стен выцветших красоток в старомодных купальниках.



На смену кокетливой полуобнаженности пришла нагота, а мужские журналы нового поколения получили одобренную законом возможность публиковать постеры девушек "без всего".



Нигде, кроме Штатов, ничего похожего на взрыв пин-апа не случилось. И неудивительно - где еще красотки начинали карьеру с титулов вроде "Мисс пляж Бэй 1956" или "Оклахомская королева кукурузы 1949", а гигантские корпорации понимали, что для рекламы сигарет и моторных масел нет ничего лучше полураздетой блонды.



Нашим пин-апом были совэкспортфильмовские календари с кинозвездами в мехах, обнажавших краешек комбинации, и дикого вида и неясного происхождения постеры, на которых отретушированные кореянки опирались на новые автомашины.



Тем интереснее листать пин-ап альбомы сейчас: смеющимся девушкам в коротких юбчонках выдержка оказалась только на пользу, словно элитному коньяку.



Один из самых ярких представителей данного жанра Гил Элвгрен. Постараюсь немного рассказать о художнике.



Гил Элвгрен (Gil Elvgren) (1914-1980) родился в местечке С.-Пол, штат Минесота, США. Возможно, он один из самых чувственных художников в жанре pin-up.



Героини его рисунков всегда представлены в пикантных ситуациях, освобождающих женщину от чувства ложной скромности.



Стиль его работ пронизан особой элегантностью того времени.



Во времена Гила Элвгрэна колготки еще не появились, и все женщины ходили исключительно в чулках.



Насколько чувственными кажутся нам его работы сейчас! 60-е годы многое изменили.



С изобретением колготок популярность Элвгрена пошла на убыль.



Началось все с того, что Гил Элвгрен, по совету своих родителей, пошел учиться на архитектора, но вскоре он оставляет карьеру архитектора ради другого вида искусства - рисования.



Гил переезжает в Чикаго. Он делает успехи на новом поприще, что наталкивает его на мысль вернуться в С.-Пол и открыть студию.



Однако все сложилось не так, как он предполагал, и Элвгрен вновь возвращается в Чикаго, где устраивается на работу в солидное рекламное агентство, в число клиентов которого входит компания Coca-Cola.



Разумеется, в то время Гил не имел права подписывать свои эскизы, выполняемые для агентства, но сейчас совершенно очевидно, что именно он стал основоположником знаменитого стиля Coca-Cola.



Прежде чем начать писать очередную работу, Элвгрен тратил немало времени, добиваясь идеальной позы модели на фотографии.



Нередко мастер писал тело одной модели и лицо другой, приближая жизнь к идеалу.



Гил Элвгрен не давал повода критикам обвинять себя в аморальности.



К счастью, подобные обвинения относили на счет его предшественников в этом жанре, что лишь вызвало дополнительный интерес к подобным работам и значительно увеличило число поклонников творчества Элвгрена.



Работы Элвгрена всегда отличались своей изюминкой.



Казалось бы, классическая поза - женщина, сидящая на стуле: Но то, как она сидит, выражение ее глаз, изгиб спины и виднеющиеся подтяжки, поддерживающие чулки, - все это и создает красоту, воспринимаемую нашим глазом.



Известен любопытный факт из биографии Гила: на одном из рисунков он изобразил женщину с двумя левыми ногами.



Это подтверждает, что над ним всегда довлела коммерческая сторона заказа, и он не мог себе позволить быть абсолютно свободным, как истинный художник.



Тем не менее, многие считают Гила Элвгрена настоящим художником.



В каждой своей работе он создавал идеал женской красоты, чувственности, при этом все его работы были наполнены озорством и жизненностью.

1 коммент.:

JulMiron комментирует...

у меня есть игральные карты в стиле Pin-up. лет 40 назад купленные в Германии.

Отправить комментарий